Эр-Рукбан (араб. الركبان) — лагерь сирийских беженцев в контролируемом армией США регионе Сирии, прилегающем к северо-восточной границе Иордании. Лагерь возник на сирийско-иорданской границе в 2014 году после того, как иорданские власти закрыли границу из соображений безопасности. Район лагеря расположен в пределах 55-км «зоны безопасности» американской базы Эт-Танф, а сам лагерь контролируется антиправительственными вооружёнными формированиями, что привело к тяжёлой гуманитарной ситуации.
Лагерь беженцев | |
Эр-Рукбан | |
---|---|
араб. الركبان | |
33°19′31″ с. ш. 38°39′35″ в. д.HGЯO | |
Страна |
![]() |
История и география | |
Население | |
Население | 50 000 [1] человек |
![]() ![]() Эр-Рукбан |
По данным ООН, в Эр-Рукбане, где на конец 2018 года находилось 40-50 тысяч человек, процветает насилие и преступность. Спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура в докладе Совету Безопасности сообщал о вербовке беженцев, в том числе детей, в вооружённые отряды оппозиции[1].
13 апреля 2022 г. заместитель постоянного представителя РФ при ООН Геннадий Кузьмин на заседании Совета Безопасности всемирной организации по предотвращению сексуального насилия в ходе конфликтов заявил, что тысячи людей подвергаются насилию в контролируемых США лагерях на территории Сирии. [2]
3 ноября 2018 года российская военная полиция сопроводила гуманитарный конвой ООН, двигавшийся из Дамаска, до 55-километровой зоны безопасности вокруг американской базы в Эт-Танфе. Конвой в составе более 100 транспортных средств с воздуха прикрывали два вертолёта ВКС России Ми-8АМТШ и один Ми-24. Представители ООН доставили в Эр-Рукбан продукты питания, продовольственные товары, медикаменты, предметы первой необходимости общим весом 450 тонн[3][4].
В ноябре 2018 года официальный представитель Минобороны России в целевых группах по прекращению огня и гуманитарной помощи в Женеве Юрий Тарасов заявил, что в Эр-Рукбане содержатся около 50 тыс. человек. Тарасов отметил критическую ситуацию в лагере, где нет воды и электричества, а люди «ютятся в лачугах с выгребными ямами». Также беженцы не могут получить помощь медиков, а гуманитарные грузы перехватываются боевиками[5].
В феврале 2019 года официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков сообщил журналистам, что российский Центр по примирению враждующих сторон совместно с правительством Сирии 19 февраля развернёт в районах Джлеб и Джебель-эль-Гураб пункты пропуска для выхода беженцев лагеря Эр-Рукбан. Министерство обороны России призвало американское командование и лидеров незаконных вооруженных формирований в зоне «Эт-Танф» выпустить из лагеря для беженцев хотя бы женщин и детей, которые насильно удерживаются боевиками в нечеловеческих условиях[6].
18 февраля в распространённом письменном заявлении заместителя руководителя пресс-службы Госдепартамента США Роберта Палладино было сказано, что США «не препятствуют и не будут препятствовать передвижению каких-либо внутренне перемещённых лиц, желающих покинуть лагерь» Эр-Рукбан, а также «не будут заставлять кого-либо уйти» из него. Палладино считает, что процесс организации выезда необходимо «тесно координировать с соответствующими учреждениями ООН». В совместном заявлении межведомственных координационных штабов РФ и Сирии по возвращению беженцев, распространённом 16 февраля, было сказано, что гуманитарная помощь, направляемая в лагерь беженцев Эр-Рукбан, почти не доходит до них, оставаясь в руках подконтрольных США боевиков. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Эр-Рукбане сейчас находятся около 40 тыс. человек, в основном женщины и дети[7].
19 февраля в населённых пунктах Джлеб и Джебель-эль-Гураб были открыты гуманитарные коридоры для выхода сирийских граждан из лагеря Эр-Рукбан. Здесь были развёрнуты отделения встречи, медицинского осмотра, санитарно-эпидемиологической обработки, питания, отдыха, оформления документов, а также пункт материального обеспечения и отправки беженцев к местам проживания. Обеспечение безопасности на пунктах пропуска и сопровождение в места размещения осуществляют сирийская армия и служба безопасности совместно с российской военной полицией. Для размещения прибывших беженцев подготовлены места в лагерях и центрах временного размещения беженцев в провинции Риф Дамаск[8].
В феврале 2019 года представители ООН и Сирийского Арабского Красного Полумесяца (САКП) опросили беженцев в Эр-Рукбане с целью оценки ситуации в лагере и мнения людей в отношении своего будущего. Результаты опроса показали следующее: 95 % жителей хотят покинуть лагерь, 83 % респондентов хотели бы вернуться в места постоянного проживания, при этом 80 % из них — на территорию, находящуюся под контролем правительства, 3 % — в районы вне контроля сирийских властей, 17 % — не определились.[источник не указан 1155 дней]
3 марта на брифинге в Минобороны РФ генерал-майор Виктор Купчишин сообщил, что в соответствии с решением, принятым на заседании межведомственных координационных штабов России и Сирии по возвращению беженцев на территорию САР, 1 марта в целях предотвращения гуманитарной катастрофы в лагере Эр-Рукбан были сформированы шесть автобусных колонн для добровольного и беспрепятственного возвращения жителей лагеря к местам постоянного проживания. Данная информация была доведена до директора офиса Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в САР. Американская сторона, однако, отказалась предоставить гарантии безопасности перемещения гуманитарных колонн в пределах 55-километровой зоны вокруг американской базы в Эт-Танфе[9][10].
6 марта было опубликовано экстренное совместное заявление межведомственных координационных штабов России и Сирии, в котором говорилось, что командование группировкой США в зоне Эт-Танф, отказавшись взять на себя ответственность за обеспечение безопасного и беспрепятственного следования автомобильных колонн через контролируемую им 55-километровую зону, фактически сорвало гуманитарную операцию по спасению сирийских граждан, находящихся в лагере Эр-Рукбан. В документе подчёркивалось, что ни о каком очередном гуманитарном конвое в лагерь, о необходимости которого заявляют американские военные, контролирующие зону Эт-Танф, не может быть и речи, пока жители лагеря продолжают удерживаться в заложниках подконтрольными США формированиями. Руководители координационных штабов призвали американскую сторону «перейти от популизма к реальным действиям: освободить незаконно удерживаемых жителей лагеря „Рукбан“, обеспечить их право на свободный (без оплаты) выход к местам постоянного проживания, предоставить гарантии безопасного прохождения гуманитарных автомобильных колонн через незаконно оккупированную зону Эт-Танф». Также руководители штабов призвали ООН и Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца предпринять конкретные шаги, а не ограничиваться заявлениями об обеспокоенности судьбой сирийских беженцев: «Как показала практика, никакие гуманитарные конвои с продовольствием не способны решить сложившуюся гуманитарную катастрофу в „Рукбане“. Только его полная ликвидация может прекратить страдания находящихся там не по своей воле сирийцев»[11].
22 мая заместитель губернатора провинции Хомс Амель Халиль заявил, что сирийское правительство создало в провинции пять центров временного размещения. В этих центрах беженцы, вышедшие из лагеря Эр-Рукбан, получают воду, еду, медицинское обслуживание и жилье до тех пор, пока им не предоставят новое постоянное место жительства.[12][13][14].
По состоянию на 10 июня 2019 года, сирийское правительство при поддержке российской стороны обеспечило выход из лагеря более чем 13,5 тыс. проживавших там сирийских беженцев. Они были доставлены в центры временного приёма в провинциях Хомс и Дамаск, где получили необходимую гуманитарную и медицинскую помощь. Из этих центров беженцам предоставляется возможность убыть к избранному месту жительства. В то же время в Эр-Рукбане всё ещё оставалось около 29 тысяч человек, большинство из которых — женщины и дети[15].
В июле 2019 года спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри заявил, что США не намерены организовывать поставки продовольствия и медикаментов людям, содержащимся в лагере Эр-Рукбан: «Если мы будем кормить их, это будет выглядеть так, будто мы хотим остаться там [в Сирии] навсегда, а для них могут иметься другие возможности, например, в северо-восточной или северо-западной части страны… Мы не можем брать на себя обязательства на долгосрочной основе присутствовать в Эт-Танфе или где-либо ещё в Сирии»[16].